Неисправности ШРУСа – именно это рассмотрим в статье обзоре. Как заранее определить неисправность и не допустить поломки дорогого узла.
ШРУСы (Шарниры Равных Угловых Скоростей) являются важным компонентом приводной системы автомобиля. Они отвечают за передачу момента от двигателя через коробку передач к непосредственно к колесам. Позволяя им двигаться вместе с подвеской на поворотах и на неровностях.
Конструкция
ШРУС запатентован в далёком1927 году изобретателем и механником Альфредом Рцеппом. Он и принял такое название до сих пор — шарнир «Рцеппа». В народе — «граната».
На самом приводе два ШРУСа – со стороны коробки, внутренний, и внешний к ступице колеса. Внутренний устроен внутри посредством передачи кручения трипоидом (трёхгранник с роликом на игольчатых подшипниках). Внешний, это обычно шестишариковый шарнир на сепараторе. Система трипоида является более надёжной, но имеет ограниченный угол круга поворота (+-20 градусов). Зато шариковый шарнир готов крутиться от своей оси до 70 градусов. Поэтому трипоиды используют на внутренних, а шариковый на внешних сторонах привода.
Неисправности ШРУСа
Как и любой другой механический компонент, ШРУСы со временем могут изнашиваться или выходить из строя.
Вот некоторые общие симптомы:
- Щелчок или хлопок при повороте: когда ШРУС изнашивается или повреждается, он может издавать щелкающий или хлопающий шум, особенно при резких поворотах.
- Вибрации или тряска во время движения. Неисправности ШРУСа могут вызвать вибрацию или тряску машины, что остро чувствуется на высоких скоростях. Это может быть связано с изношенным ШРУСом при повреждении пыльника ШРУСа, что приводит к попаданию грязи и мусора в шарнир и повлиять на его плавную работу.
- Рулевое колесо кажется люфтящим. Изношенный ШРУС может привести к тому, что рулевое колесо будет люфтить или быть нестабильным, особенно при повороте. Это может быть связано с чрезмерным движением и наличием люфта при износе шарикового узла. Что, так же влияет на плавную передачу мощности на колеса.
- Вибрация при ускорении. Еще одним признаком неисправности ШРУСа является вибрация или тряска при ускорении. Это может быть связано с изношенным шарниром, из-за которого карданный вал разбалансируется, что приводит к вибрации, ощущаемой по всему автомобилю.
- Если ШРУС сломается, автомобиль не будет двигаться. В крайних случаях полностью вышедший из строя ШРУС приведет к тому, что автомобиль вообще не сможет двигаться. Это может быть опасной ситуацией, особенно если это происходит во время движения на скорости.
Если вы испытываете какой-либо из этих симптомов неисправности ШРУСа, лучше всего обратиться к профессиональному механику для проверки вашего автомобиля для правильной диагностики и ремонта.
Явный признак неисправности ШРУСа
Щелчок при повороте рулевого колеса обычно является признаком неисправности ШРУСа. Когда ШРУС изношены или повреждены, они могут начать издавать щелкающий звук при повороте рулевого колеса. «Весёлый треск» при старте автомобиля с повёрнутыми колёсами, явно говорит об изношенных узлах шарнира.
При разборе такого узла видны глубокие раковины в рабочей зоне шарика. А в серьёзных случаях лопается сепаратор шарнира направляющий и правильно удерживающий шарик шарнира (внешний ШРУС). Решать данную проблему следует незамедлительно и заменой, так как поврежденный ШРУС может привести к потере контроля над автомобилем. Ниже подробно об этом смотрите в видео – обзоре.
Неисправности ШРУСа – шаги для проверки:
- Найдите ШРУСы: ШРУСы расположены на каждом конце приводного вала, рядом с колесами. Их защищают резиновые пыльники, которые могут быть как треснутые или с серьёзными потертостями, так и порванными, обнажая внутренности.
- Проверьте состояние пыльников. Первым делом необходимо осмотреть резиновые пыльники, закрывающие ШРУСы. Ищите трещины, разрывы и другие признаки повреждений. Поврежденные чехлы могут привести к попаданию грязи, воды и другого мусора в ШРУС, что приведет к преждевременному износу и выходу из строя.
- Проверка смазки: ШРУС смазывается особой высокотемпературной смазкой для уменьшения трения и износа. Осмотрите пыльники на наличие утечек смазки, которые могут указывать на неисправности ШРУСа. Затвердевание смазки недопустима.
- Проверка люфта: Подняв автомобиль на домкрат, возьмите колесо в положениях «3 часа» и «9 часов» и попытайтесь встряхнуть его. Если колесо перемещается более чем на 0,5 см., это может указывать на неисправность ШРУСа (не путать со ступичным подшипником).
- Проверьте наличие шума. Во время пробной поездки на автомобиле прислушивайтесь к любым необычным шумам, исходящим от ШРУСов. Выверните колёса до упора в левую сторону, и сделайте резкое небольшое ускорение. Щелкающий или хлопающий звук при этом может указывать на неисправности ШРУСа слева. При вывернутых колёсах вправо – неисправен правый.
Пыльник – как возможный виновник неисправности ШРУСа
Проще вовремя диагностировать возможные неисправности ШРУСа. Уделяйте внимание на состояния пыльника (чехла ШРУСа, сапога) при каждой возможности осмотра подвески. Серьёзные потёртости, а тем более трещины, повод срочно заняться его заменой. При замене постарайтесь найти оригинальную запчасть, варианты – почти такой же и как у меня, не подойдёт. При условии, что замена пыльника требует времени (хотя и не сложна), выбирайте качественную замену. Используйте специальную пасту- смазку для шарниров рекомендованную изготовителем вашего автомобиля.
При замене пыльника промойте и удалите старую смазку шарнира, наверняка туда уже успела попасть грязь и попала вода. Эта процедура должна быть обязательна, так как старая смазка может уже затвердевать и не выполнять свои задачи.
ВАЖНО! Не используйте пластиковые стяжки для крепления пыльника к корпусу и валу привода и ШРУСа. Со временем и вибрацией, эта стяжка растягивается и пропускает воду и грязь. Приобретать пыльник лучше в комплекте (пыльник, металлические хомуты, смазка).
Неисправности ШРУСа могут негативно влиять на работу тормозной системы и подвески, ухудшая поведение автомобиля на дороге. Хочу заметить, что определение неисправности ШРУСа может быть затруднено из-за неявности некоторых признаков. Знаю случаи, когда виновником вибрации и шума предполагали и карданный вал с подвесным подшипником, рулевой привод, меняли ступичные подшипники, даже сайлентблоки.
Читайте так же: Воздушный фильтр двигателя – недооцененная важность узла
Видео от опытного механика
Посмотрите видео обзор, где опытный механик рассказывает как разобрать ШРУСы, поясняет и показывает причины треска при неисправности ШРУСа.
В заключении темы или как продлить срок службы
Любой узел в автомобиле имеет расчетные допустимые характеристики нагрузок. Инженеры стремились рассчитать номинальные требования, при которых вся конструкция вашей машины долго и исправно эксплуатировалась.
Это касается и наших ШРУСов. Неисправности ШРУСа показывают, что этот узел не любит резких сверх оптимальных нагрузок. Не стартуйте с вывернутыми колёсами, постарайтесь плавно проходить участки вне дороги. На буксуйте на гравийной или снежно-ледяных участках дороги, или вне её. Тогда и ШРУСы и пыльники скажут вам спасибо долгой своей работой.
Неисправности ШРУСа крайне важно своевременно определять и устранять заранее. Чтобы избежать дальнейших повреждений или потенциальных угроз безопасности. Это ещё и сбережет ваш бюджет от ненужных трат.
Читайте похожие материалы:
- Стоит ли удалять катализатор
- Установка ГБО 4 поколения
- Аккумуляторная батарея, любим и лелеем.
- А Вы знаете чем отличаются лошадиные силы двигателя от крутящего момента?
- Как расшифровать VIN код автомобиля
- Вода в бензобаке – не беспокойтесь уберём
- Как проверить форсунки – 7 простых способов