- 1 Какие масла существуют
- 2 Маркировка масел
- 3 Простой подбор масла
- 4 Можно ли смешивать разнотипные моторные масла
- 5 Если я постоянно подливаю масло в течении полугода, нужно ли менять его полностью?
- 6 Проверяем уровень масла
- 7 Если масло перелить
- 8 За зиму пробег небольшой, менять ли масло весной?
- 9 Поддельное масло, как себя уберечь?
- 10 Заливаем моторное масло правильно
Рассмотрим характеристики моторных масел. Выберем и заливаем моторное масло по простой и понятной схеме. Поймем, как работает масло в двигателе и как сохранить чистоту, продлить надежную работу систем двигателя. Ответим на житейские вопросы про перелив, недолив масла в двигатель и что пишет производитель для правильного выбора моторного масла. Как влияет пробег и возраст автомобиля для подбора масла. Советы, по проверке уровня и как купить качественное масло.
Итак к делу:
В далеком 1873 году американец Джон Элис получил патент на масло из нефти, додумавшись залить перед этим нефть в клапанный механизм паровой машины. Затем получил патент и основал знакомый и сейчас бренд – Valvоline.
До этой революционной идеи механизмы смазывали животными жирами.
Какие масла существуют
Сегодня технологически изготовляются моторные масла групп:
Минеральные масла (Mineral) – чистый продукт перегонки нефти. Достоинства его в хорошей способности отмывать двигатель от отложений типа лак и нагар. Но минералка при высоких рабочих температурах быстро теряет свои свойства, что требует его частой замены. При низких температурах, густой состав является его существенным недостатком, что обусловлено его природным нефтяным происхождением.
Синтетическое масло (Fully Synthetic) – простыми словами, это чистая синтезированная химия. Хорошо смешиваясь с различными присадками можно добиться уникальных эксплуатационных характеристик очищения и защиты двигателя. Сохранение максимума рабочих свойств при минусовых температурах и отличные смазывающие и моющие свойства при высоких температурах. Поэтому это масло является основным на сегодняшний день для разработки составов для ДВС.
Полусинтетическое масло (Semi Synthetic) – современная химическая промышленность позволила совместить достоинства минералки и синтетики, гибридный состав получается дешевле синтетических. А конечный состав масла получается лучше по эксплуатационным характеристикам минерального.
Маркировка масел
Рассмотрим основные встречающиеся маркировки заливаемого моторного масла:
API – класс качества (Американский институт нефти), (например, API CF и API SM/CF) первый знак определяет тип двигателя (S — бензиновый, C — дизельный), а вторая — по алфавиту, ближе литера к концу алфавита тем качественнее масло.
ACEA (Ассоциация европейских авто конструкторов) — это европейский аналог классификации качества масел API. Обозначения А и B означают предназначение для работающих на бензине или дизельных двигателей.
ILSAC (Международный союз стандартов моторных масел) обозначает смазки для азиатских и американских автомобилей с бензиновыми ДВС. Делятся составы на 6 классов, обозначаемых буквами GF и цифрой. Чем больше цифра, тем выше соотношение качество – состав.
ГОСТ – Российский формат стандартов, обозначаются буквой М, так же как и SAE делит масла по эксплуатационным характеристикам и вязкости. Вязкость делиться на летние, цифры (6-24) и зимние (3-6), а маркировка буквой А и до Е разделяют масла в зависимости от степени форсированности мотора (от нефорсированных до мало оборотистый дизельных ДВС для тяжелых условий работы – например, «3/8», «4/6», «4/8» и т.д. до «6/16»).
Простой подбор масла
Нас интересует, как просто разобраться в масле для своей машины.
Идем по простым шагам
- Читаем интернет, слушаем знакомых, специалистов, смотрим горы видео. Итог – каша в голове и полное непонимание что делать дальше.
- Забываем, все что посмотрели, прочитали, услышали.
Наши действия:
- Берем книжку по эксплуатации нашего автомобиля (нет книжки – находим в интернете по модели авто), либо забиваем в интернете свой VIN-номер.
- В сети есть агрегаторы подбора масла по VIN-номеру, их найти не сложно.
- Ищем раздел рекомендованных смазочных материалов.
- И здесь доходим до моторного масла
- Будем ориентироваться на рекомендации производителя
- Делаем выбор и заливаем моторное масло.
В нашем конкретном случае производитель рекомендует 5W30 отталкиваясь от температурного диапазона (Рис-1)
Это мы смотрим по спецификации SAE.
Первая цифра – зимняя (у нас 5W) многие рекомендую для понимания просто прибавить к первой цифре 30 (некая выведенная постоянная).
Считаем 5-30=-25 то есть, масло 5W работает до температуры в -25 градусов. (например, масло 0W будет работать до -30 градусов и т.д.)
Более углубленно здесь вступают параметры текучести и проворачиваемости.
Цифра после знака W, у нас это 30 обозначает вязкость кинематическую при рабочей температуре двигателя 95-105 градусов. Выше цифра – масло гуще и ориентировочно соответствует летней температуре эксплуатации.
В итого выяснили наше масло 5W30 подходит для эксплуатации от -25 до +30 градусов Цельсия.
Здесь вроде все понятно, дальше:
Выбор по дополнительным параметрам
На (Рис-1) книга нам советует придерживаться стандарта универсального моторного масла SL или SM класса API.
API. Этот стандарт – эксплуатационные характеристики. Современные бензиновые категории — это (SJ), (SL), (SM), (SN). Для дизелей выбирают категории — (CH-4), (CI-4) и (CJ-4).
Дальше необходимо обязательно учитывать возраст двигателя и его нагрузки.
Эти параметры зависят друг от друга. Если двигатель пробежал более 100-150 тысяч, ввиду увеличенного износа клапанного механизма и шатунно-поршневой группы, рекомендуется более вязкое масло (нам рекомендовано 5W30, но здесь актуально заливать масло 5W40).
Делать это нужно для сохранения масленой пленки при холодном запуске в механических соединениях, где с учетом износа, увеличены рабочие зазоры типа «масляный клин», смазки поршневых колец и вкладышей.
Так же нужно увеличивать вязкость при эксплуатации в спортивных, нагруженных внедорожных и тяжелых условиях эксплуатации. И делать поправку на климатический регион эксплуатации машины.
В своей Тойоте при пробеге 210 тысяч и внедорожных требований, я заливаю масло в двигатель 5W40, SL или SM класса API.
Ну и незабываем, что в этом случае замену моторного масла нужно проводить чаще, чем в ДВС с небольшим пробегом и умеренной городской эксплуатации.
Так, с маркировкой решили какое масло нам подходит. Мотористы рекомендуют не заморачиваться с выбором бренда масла, их сотни. Ориентировку делайте на Ваш бюджет, можете позволить MOBIL пожалуйста, нравиться Корейское масло вперед. Россия сегодня выпускает свою линейку, ЛУКОЙЛ, СИНТЕК и т.д.. Характеристики подобные.
Формула простая – берете дорогое с крутыми присадками, меняете раз в 7-8 тысяч пробега, покупаете недорогое масло с вашими требованиями, меняйте чаще в 2-3 раза, поверьте, двигатель будет Вам благодарен.
Можно ли смешивать разнотипные моторные масла
Можно, но только синтетику с синтетикой, минералку с минералкой.
Есть одно большое НО. Смешивать можно в безвыходной ситуации, (вы в поездке и не нашли своего масла, а долить нужно.) Подбираем подобное масло заливаем, и при первой возможности необходимо сделать полную замену масла в двигателе.
Без последствий можно смешивать масла разной вязкости одного производителя.
За несколько сотен километров с двигателем не чего не случиться. Хуже, если обречь двигатель на масленое голодание.
А вот что делать никак не рекомендуется, это смешивать разные масла типа «синтетика-полусинтетика», «синтетика-минералка». Здесь можно получить химическую реакцию между активными присадками и компонентами. И обречь двигатель проворачивать этот кисель, с возможными печальными последствиями. Заливаем моторное масло четко понимая маркировку.
Читайте статью на схожую тему: Промывка АКПП – обсуждаем необходимость
Если я постоянно подливаю масло в течении полугода, нужно ли менять его полностью?
Доливая масло, лучше оно не становиться.
В процессе эксплуатации масло постепенно загрязняется, активные присадки теряют свои моющие и антиокислительные свойства, и при малых доливах не может восстановить свои эксплуатационные показатели. Грязным остается масляный фильтр, который уже не может обеспечивать оптимальную очистку и циркуляцию масла в двигателе. В картере образуются осадок и нагары, в системе масляных каналов появляются отложения.
При снятии картера мастера обращают внимание на магниты, установленные в нижней точке. Их обязанность собирать металлическую пыль и стружку, которая появляется при работе ДВС, чистота магнитов, это показатель износа шатунно-поршневого механизма.
Необходимо менять фильтр и слить из картера все масло. Чтобы убрать грязь, и прочие отложения, остающиеся при работе масла в двигателе. Ведь любое масло имеет определенный срок службы, после которого активные присадки теряют свои свойства.
Вывод – постоянная доливка моторного масла не освобождает Вас от замены по регламенту. И замену производить необходимо по рекомендации производителя (возвращаемся к нашей книжке по эксплуатации).
Радиатор печки, почему холодно в салоне?
Проверяем уровень масла
Правильная проверка:
Правильная проверка делается на горячем двигателе после 20-30 минут после поездки. На холодную проверка будет не верной, так как масло полностью стекло в картер и уровень будет выше.
- Ставим авто на ровную горизонтальную площадку,
- Через 20-30 минут масло сойдет с верхних точек ДВС,
- Протираем чисто наш щуп,
- Делаем замер и смотрим на размеченное окно на самом щупе,
- Нормальным уровнем считается 75-90% от разметки,
- Не допускайте снижение уровня ниже 50% окна разметки щупа,
- Оцениваем цвет масла. Нормальное масло может темнеть после 500 километров относительно полной замены. Значит присадки и активные вещества работают как положено. Совсем темное и черное масло, повод задуматься об очередной замене или смене марки. Но это вопрос к более детальной диагностики двигателя, нужно обращаться к мотористу.
- Понюхайте масло на щупе (не должно быть явного запаха гари), горелый и неприятный запах, повод обратиться с механику ДВС.
- Обратите внимание, что при работе двигателя на ГБО (газ), масло чище из за меньшего количества продуктов горения и бензиновых смол.
Если масло перелить
Превышать рекомендуемый уровень нельзя.
Если заливаем моторное масло выше уровня – происходит следующее:
- Коленвал, вращаясь вспенивает лишнее масло,
- Образовывается масляный туман вперемешку с картерными газами,
- Все это приводит к повышенному давлению внутри ДВС,
- Газы с маслом будет выбрасывать через сапун (систему вентиляции картерных газов),
- Загрязняется узел дроссельной заслонки и компрессор (при наличии),
- Излишнее давление может выдавливать сальники валов,
- Могут возникнуть проблемы с работой гидронатяжителей и гидротолкателей,
- Резкий выброс масла из ДВС может привести к понижению уровня и масляному голоданию,
- Ну и образовавшаяся газо-масляная смесь плохо смазывает нагруженные поверхности трения (кольца, вкладыши) т.к. пузырьки газа срезают необходимую масляную пленку, приводя к повышенному износу.
Понятно, что перелив масла не нужно допускать. Убрать небольшой излишек можно просто открутив масляный фильтр и вылить из него масло (если он находиться вверху двигателя).
За зиму пробег небольшой, менять ли масло весной?
Всем известны рекомендации по полной замене масла 10-15 тысяч, американцы ставят 10 тысяч миль. В наших реалиях этот пробег нужно сокращать до 7000 километров, это оптимальный пробег выверенный и рекомендованный специалистами. Они же говорят что интервал замены в идеале нужно отслеживать моточасами (250 м.ч.).
Все это правильно. В пробеге не учитывается время работы двигателя на холостом ходу (прогревы, пробки). Автомобиль не имеет таких счетчиков. Найти их можно известном китайском интернет магазине ALIEXPRESS. Такие счетчики продают по цене от 350 рублей.
К вопросу о весенней замене:
- Зимний период для двигателя, – это экстремальная эксплуатация.
- Холодные пуски, разница температур изнашивают двигатель.
- Не зря говорят, один холодный запуск зимой – это 100 км. пробега.
- Выделение конденсата, изменение вязкости масла быстрее его стареют.
- Соответственно масло быстрее окисляется, а присадки теряют свои моющие свойства.
- Появление стружки и металлической пыли, результат холодных пусков.
- Все эти осадки откладывается в картере, поэтому замена масла весной рекомендовано даже при небольших пробегах и пойдет двигателю только на пользу.
Поддельное масло, как себя уберечь?
Сейчас в интернете это любимая тема, я не хотел ее касаться. Там написаны тонны исследований, сняты километры роликов.
Ограничусь своими советами, которых придерживаюсь сам уже давно:
- Покупаю масло только в узких брендовых фирмах (типа MOBIL и т.д.),
- Замену масла делаю в сервисах этих брендов, с предоставлением сертификата, заказ-наряда и чека на конкретно заливаемое мне масло (из этой партии),
- Нахожу акционные предложения (акции 4+1, или разово выпускаемая канистра 5 литров под акцию),
- Специалисты говорят, что в крупных сетях (типа МЕТРО и т.д.) подделок не встречали.
Есть и другие способы не попасть на подделку. Я придерживаюсь этих правил и когда заливаю моторное масло в двигатель проблем не возникало.
Индикаторы на панели приборов, о чём говорят значки.
Заливаем моторное масло правильно
Тема про масла настолько широкая и сложная, расписанная многими специалистами с разных сторон. Все осложняется появлением наддувных ДВС, сложных систем подготовки воздушно-топливной смеси, хитрых решений для экономичности и экологичности двигателя, что тема выбора масла становиться не простой задачей.
Сейчас все осложняется отменой поставок импортного масла и присадок. Которые как оказалось изготавливали только за океаном. Я уверен, что российские производители решат этот вопрос и к уже появляющимся отечественным маслам появятся еще более качественные.
Рекомендую посмотреть статьи на тему
- Диагностика автомобильного кондиционера,
- Вырезать или ремонтировать катализатор,
- Автомат или вариатор, разница,
- Какое давление должно быть в шинах,
- Как расшифровать VIN код автомобиля
- Вода в бензобаке – не беспокойтесь уберём
- Почему потеют стекла в машине – следствие ведут знатоки