- 1 Как работает система отопления автомобиля?
- 2 Радиатор печки, почему не греет?
- 2.1 Уровень охлаждающей жидкости:
- 2.2 Термостат:
- 2.3 Радиатор печки и воздушная пробка:
- 2.4 Проблемы со шлангами:
- 2.5 Утечка в радиаторе:
- 2.6 Проблема с крышкой радиатора:
- 2.7 Неисправный водяной насос:
- 2.8 Радиатор печки
- 2.9 Проблемы с вентилятором обдува
- 2.10 Неравномерный обдув с радиатора печки пассажира и водителя
- 2.11 Салонный фильтр:
- 3 Радиатор печки будет долго и исправно работать
Радиатор печки, источник тепла в салоне, рассмотрим причины неработающей печки и предложим необходимый ремонт, чтобы ваша система отопления заработала так как нужно. В этой статье мы расскажем, как работает система отопления вашего автомобиля, выделим основные узлы и агрегаты отвечающие за температуру в салоне машины.
Система отопления автомобиля является частью его системы охлаждения. Поэтому проблемы с системой охлаждения могут привести и к проблемам с системой отопления. Радиатор печки здесь играет решающее значение.
Как работает система отопления автомобиля?
Чтобы выявить основные причины неработающего радиатора печки, необходимо понять, как работает система обогрева автомобиля.
В любом автомобиле тепло вырабатывается через систему охлаждения. Когда двигатель запускается, охлаждающая жидкость обтекает двигатель, снижая его температуру. Затем антифриз идёт на радиатор двигателя, чтобы потерять температуру и остыть.
Часть нагретой охлаждающей жидкости циркулирует в радиатор печки, вентилятором направляя горячий воздух в салон. Вы можете контролировать количество тепла, поступающего в автомобиль, с помощью управления климатической установкой. Она управляют вентилятором, клапаном отопителя и сервоприводами шторок направления воздуха.
Читайте похожую тему Почему потеют стекла в машине – следствие ведут знатоки
Радиатор печки, почему не греет?
Система охлаждения может выйти из строя, если в ней недостаточно антифриза, неисправный термостат. Воздушная пробка в системе охлаждения, изношенные шланги системы охлаждения, протекающий радиатор печки или неисправный водяной насос.
Подробно рассмотрим всю систему отопления с возможными проблемами и их решением по частям:
Уровень охлаждающей жидкости:
В системе мало или недостаточно антифриза? Соответственно и в теплообменнике (радиатор печки) её так же будет недостаточно, и возможно с подсосом воздуха. Следовательно, система радиатор печки-вентилятор, не сможет нагнетать горячий воздух в автомобиль.
Как можно решить:
Убедитесь, что в системе охлаждения имеется соответствующий уровень и объём антифриза по меткам на расширительном бачке. Если вы долили охлаждающую жидкость и заметили, что она уходит, это может указывать на утечку в системе. В этом случае вам необходимо найти источник утечки и заменить или отремонтировать его.
Хотелось бы, что бы вы обратили внимание на то, что иногда, невозможно найти утечку. Система герметична, но антифриз уходит. Проверьте выхлоп на горячую, если заметите белый выхлоп, пар необходимо смотреть прокладку головки двигателя. Это серьёзная неисправность, которая требует скорейшего ремонта. Под угрозой общее здоровье двигателя.
Термостат:
Термостат работает как клапан, предотвращающий попадание охлаждающей жидкости в радиатор, когда двигатель недостаточно прогревается (малый круг). Когда двигатель достигает верхней допустимой температуры (~82 градусов С), термостат открывается. Это позволяет охлаждающей жидкости циркулировать через радиатор охлаждения двигателя и пройти через радиатор печки (большой круг).
Если бы в автомобиле был заклинивший открытый термостат, охлаждающая жидкость очень медленно нагревалась, следовательно, из системы отопления не дул бы горячий воздух.
Как можно решить:
Определить можно потрогав рукой самые толстые шланги, подходящие к термостату при нагреве двигателя. До достижения рабочей температуры открытия термостата (~82 С) шланг малого круга должны быть теплее. Если при нагревании системы охлаждения все шланги нагреваются долго и одинаково, термостат не работает. Мастера, еще после снятия термостата практикуют опускать его в кипящею воду, чтобы убедиться в открытии клапана визуально. Ремонт термостата невозможен и рекомендована его замена на новый.
Радиатор печки и воздушная пробка:
Иногда при замене антифриза или из-за утечек в системе, подсасываемый воздух может спровоцировать воздушную пробку. Воздушный пузырь закупоривает циркуляцию в самом узком и верхнем месте системы охлаждения, а это радиатор печки.
Как можно решить:
Метод народный и проверенный
Закатываем холодный автомобиль носом вверх на любой уклон (че круче, тем лучше). Открываем верхнюю крышку-клапан радиатора и отслеживая уровень антифриза, даём машине прогреться.
Печку нужно включить и установить на максимальную температуру и обдув. При достижении средней температуры увеличиваем обороты 1500-2000 об/мин. на не менее 5-10 минут. Можно периодически надавливать рукой на нижний толстый шланг подходящий к радиатору двигателя, создавая дополнительные толчки давления в системе.
При выходе воздушной пробки, можно наблюдать пузыри в радиаторе и понижение уровня антифриза. При достижении результата пузыри перестанут выходить, и вам останется долить антифриз до нормы.
Полная замена антифриза
Метод более затратный, но применяется в случаях необходимой уже замены по пробегу машины. Кардинальная мера, но правильная, при всей замене антифриза в системе охлаждения. Проводиться с полным сливом старого антифриза и аккуратным заполнением нового.
В принципе, при правильной работе системы в современных автомобилях замена не должна приводить к образованию воздушных пробок. Правильная работа клапанной крышки радиатора и расширительного бачка должна обеспечивать это. Поэтому при возникновении проблемы проверьте в начале эти части системы.
Проблемы со шлангами:
Как и любые другие детали автомобиля, шланги системы охлаждения могут со временем порваться и изнашиваться, что приводит к утечке жидкости и подсоса воздуха в систему.
Как можно решить:
Утечка антифриза находиться без проблем, так как цвет жидкости сразу укажет слабое место. Подтягиваем хомуты на горячем двигателе, либо кардинально меняем шланги.
Утечка в радиаторе:
В старых автомобилях радиатор двигателя, это зона риска неисправности, здесь может вытекать часть охлаждающей жидкости, что приводит к общему уменьшению объёма антифриза. Как мы упоминали ранее, недостача охлаждающей жидкости вызовет проблемы с системой отопления.
Как можно решить:
Проверьте подтёки антифриза на стыке самого радиатора с нижней и верней крышек. Посмотрите само полотно на предмет повреждения от камней или посторонних предметов. Ремонтировать алюминиевые радиаторы не кто не возьмётся, так что выход один – покупка и установка нового.
Могу посоветовать при незначительном подтеке антифриза проверить крышку-клапан радиатора. У меня была такая ситуация при неработающей крышке. Клапан залип и не сбрасывал избыточное давление в радиаторе и начал подтекать. После замены крышки на новую, утечки не возникало.
Проблема с крышкой радиатора:
Крышка радиатора автомобиля отвечает за поддержание соответствующего уровня давления охлаждающей жидкости. Если крышка радиатора застряла открытой, в системе охлаждения не будет достаточного давления. Следовательно, увеличится время нагрева системы охлаждения. При залипании в закрытом состоянии проблем может быть больше. От перегрева двигателя до образования трещин и утечек в системе.
Как можно решить:
В качестве профилактики, снимите и промойте крышку и клапан внутри крышки очистителем. (Снимать на холодном двигателе!) Других вариантов нет – замена.
Неисправный водяной насос:
Помпа или водяной насос отвечает циркуляцию антифриза с необходимой мощностью в охлаждающей системе. Если насос не обеспечивает оптимальную мощность для циркуляции теплоносителя, теплообмен будет нарушен и, следовательно, повлияет на работу системы отопления. Радиатор печки греть не будет.
Как можно решить:
Обычно стирается крыльчатка насоса, начинает шуметь подшипник или разбалтывается система втулки крепления. Лечиться заменой на новый.
Радиатор печки
Радиатор печки может засориться из-за накопления отложений охлаждающей жидкости или коррозии за время использования. Теплообменные трубки, это самая тонкая часть системы, которые со временем забиваются и теряют проходимость. От сюда и проблемы с температурой отдачи.
Засорены внешние ребра радиатора, которые позволяют воздуху циркулировать через радиатор печки. Эти ребра со временем могут засориться пылью или мусором.
Как можно решить:
В принципе работу радиатора печки можно проверить просто. Сам радиатор находиться в салоне под приборной панелью, но штуцера со шлангами можно найти внизу под капотом в перегородке двигателя и салона. Находим два шланга и осторожно, на горячем двигателе трогаем входной шланг и выходной. Одинаковая температура при включённой печке говорит о забитом радиаторе печки.
Метод первый, меняем шланги местами. Если нет эффекта, это сильное загрязнение. Если тепло пошло, это временно, все равно потребуется чистка радиатора.
Метод второй, очищаем радиатор внутри. Вариант со снятием и без снятия. Со снятием все понятно, но это трудно и затратно, но эффективнее.
Промывка радиатора печки заключается, в принудительной подаче очищающей жидкости под давлением от стороннего насоса. Промывают либо народным способом (лимонная кислота с щелочной добавкой), либо специальной химией (продаётся в магазинах), с последующей промывкой дистиллированной водой и заменой антифриза. Процедура длительная, но иногда даёт положительный результат.
Сразу скажу, эффект от такой промывки старого радиатора меньше 50%. По, хорошему, необходимо механически прочищать трубки радиатора от отложений и коррозии. А это возможно только разобрав радиатор, и собрать обратно тяжёлая процедура.
Как говорит мой знакомый автомеханик «В конце концов приходиться покупать и ставить новый радиатор отопления».
Проблемы с вентилятором обдува
Вентилятор нагнетателя отвечает за подачу воздуха из радиатора печки в салон автомобиля. Если вентилятор не работает, то система отопления не обеспечит комфортную температуру в автомобиле.
Как можно решить:
Начало проблемы вентилятора можно определить по свисту под панелью при его включении на холодном вентиляторе. Мастера снимают и смазывают втулку и подшипники. Этого хватает на какое-то время. При полном обездвиживании вентилятора, проверяем предохранитель. Если он исправен, приобретаем новый вентилятор.
Неравномерный обдув с радиатора печки пассажира и водителя
Здесь нужно смотреть сервоприводы шторок управления потоками воздуха. Их несколько, верх на стекло, в ноги пассажира и водителя, и сам кран открытия включения печки.
Как можно решить:
Сами сервоприводы шторок, это коробочки с электродвигателем и набором пластмассовых шестерёнок, которые стираясь и перестают открывать или закрывать шторки потока воздуха. Находятся они глубоко под панелью приборов, поэтому добраться до них тяжело. Проверять их доверьте автоэлектрику на сервисе.
Салонный фильтр:
Это бумажный фильтрующий элемент, живущий рядом с радиатором печки или на входном патрубке вентилятора. Существуют варианты с угольным напылением для фильтрации газов. Эффективен в городе. На фильтр попадает вся пыль, мусор и ещё невесть что, затягиваемым вентилятором. Иногда он настолько забивается, что препятствует потоку воздуха на радиатор печки.
Решать тут особо не чего, его просто нужно менять раз в сезон. Или хотя бы снимите его и продуйте сжатым воздухом, разницу работы отопления и работы вентилятора почувствуете сразу.
Читайте так же: Воздушный фильтр двигателя – недооцененная важность узла
Радиатор печки будет долго и исправно работать
Для исправной работы системы отопления салона обращайте внимание на профилактику. Не смешивайте разные типы антифризов, а тем более тосол и антифриз. Используйте только качественную охлаждающую жидкость. Не лейте воду в систему охлаждения. А если придётся в дороге, то при первой возможности промойте и замените всю жидкость.
Регулярно очищайте крышку-клапан радиатора, а лучше меняйте каждые 50 тысяч пробега, стоит копейки. Не забывайте про салонный фильтр. Осматривайте магистрали системы охлаждения и вовремя устраняйте утечки. Да будет вам тепло.
Полезные статьи на близкую тему:
- Чем отличается тосол от антифриза?
- Стоит ли удалять катализатор
- Установка ГБО 4 поколения
- Аккумуляторная батарея, любим и лелеем.
- Перегрев двигателя
- TPMS-если вы беспокоитесь о безопасности
- Как проверить форсунки – 7 простых способов
Привет всем. Ладно, оказывается с радиатором печке все проще чем я думал. А то мне говорили всю систему промывать надо что без этого ни как. Тогда действительно проще новый радиатор купить и не прессовать себе мозги с промывками. Да ещё поможет или нет больше на деньгах угоришь. Респект Автору.