Каталитический нейтрализатор
Удалить катализатор в автомобиле, вопрос?
Удалить катализатор дело не хитрое, но здесь обязательно нужно разобраться в теме и сделать для себя правильный выбор. Рассмотрим причины и последствия работы неисправного каталитического нейтрализатора. Постараемся ответить как удалить катализатор и о правильном решении проблемы с ним. При пробегах автомобиля за 150 – 200 тысяч эксплуатация нас сталкивает с неисправностью блоков катализатора. От мастеров сразу идет предложение вырезать катализатор. Нужно ли?
Принцип действия катализатора
Загляните под свою машину, и вы заметите что-то похожее на несколько глушителей внизу. Ближе всего к двигателю вашего автомобиля находится каталитический нейтрализатор, которому поручено нейтрализовать вредные загрязняющие газы, которые содержаться в выхлопе.
Катализатор, это фильтр, на который напылили редкоземельные и драгоценные металлы (палладий, платина и родий). При нагревании (рабочая температура катализатора составляет от 400 до 800 градусов) он пережигает вредные выхлопные газы и превращает на выходе из выхлопной системы в углекислый газ, воду и молекулярный азот.
Пробег автомобиля, ударные повреждения, некачественное или завышенное по октановому числу топливо, масло из двигателя, возможные пропуски зажигания (микро хлопки), могут сократить срок службы вашего каталитического нейтрализатора.
Кстати наличие в автомобиле газового оборудования не забивает катализатор продуктами горения и при разборах явно видно, что катализатор более чистый.
Неисправный каталитический нейтрализатор позволит вредным загрязняющим веществам пройти через выхлопную систему невредимыми. Ваш автомобиль может выйти за допустимые пределы тестов на выбросы и может стать препятствием для прохождения техосмотра.
Удалять ли катализатор?
Причины неисправного катализатора:
Недостаток мощности
С неисправным каталитическим нейтрализатором вы можете заметить, что ваш автомобиль не имеет той же приёмистости, к которой привыкли. Ускорение и набор скорости более медленное. Это связано с тем, что соты самого катализатора забиваются и разрушаются, что препятствует свободному прохождению газов через выхлопную систему.
Повышение расхода
Плохой каталитический нейтрализатор также может привести к повышенному расходу топлива. Двигатель вашего автомобиля будет работать с дополнительной нагрузкой направленный на преодоление забитого или расыпавшивося катализатора и при этом использовать больше топлива. Вы заметите увеличение среднего расхода топлива вашего автомобиля. Заметите повышенный расход моторного масла. В экстремальных случаях неисправный каталитический нейтрализатор может забит совсем. И возникающее в результате противодавление выхлопных газов ухудшает его соотношение воздух/топливо настолько, что не позволит запустить двигатель.
Выхлопная система
В этом оркестре появятся брякающие звуки (в основном на холодную). И металлические ноты с заметным усилением противного запаха (стояли рядом возле ЗИЛа на 76 бензине?), примерно он. Обращаю внимание на домыслы, о засасывании пыли от рассыпающегося катализатора в цилиндры вихревыми газами выхлопа. Этим грешат системы катализаторов которые находятся на выпускном коллекторе (катколлекторы). Такие системы любит ставить Корейский автопром. Катализаторы находящиеся на стоке общей трубы выхлопа под днищем машины не добьют пылью до клапанов системы выпуска.
Ошибки
На приборной панели вылетает ЧЕК с ошибкой (0430, 0422 у разных марок авто может меняться) НИЗКАЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ КАТАЛИЗАТОРА. Либо начнет ругаться на датчики кислорода. Здесь необходимо найти приличный сканер, желательно под Вашу модель автомобиля и четко понять и расшифровать ошибку.
Для самостоятельного контроля ошибок рекомендую приобрести адаптер ELM 327 Bluetooth, OBDII сканер для диагностики автомобилей в интернет магазине АЛИЭКСПРЕСС. Это не дорого ( от 250 рублей.), установить на свой телефон программу сканирования ( типа Car Scanner). Вы экономите на посещении СТО для диагностики и сможете решить многие возникающие проблемы самостоятельно. Выявив ошибки и посмотрев решение вопроса в интернете, а так же самостоятельно удалить это ошибки системы.
Неисправный каталитический нейтрализатор не только может пахнуть тухлыми яйцами. Вы также потеряете производительность и топливную экономичность, к которым вы привыкли. И в худшем случае, это может даже оставить вас на обочине дороги.
Индикаторы на панели приборов, о чём говорят значки.
Следующий этап ОЧЕВИДЕН, принимаем решение о ремонте выхлопного тракта автомобиля!
Стоит ли удалить катализатор?
Варианты ремонта
САМОЕ ПРАВИЛЬНОЕ, замена на оригинальный
Это экологическое требование, которое прописано в различных автомобильных циркулярах. Несоблюдением которых нам грозят отказом в постановке машины на учет (изменение конструкции ТС). Проблемы с прохождением ТО, и борьбой со своей совестью.
Взглянув в прайсы операторов запасных частей, где на самую простую машину цены исчисляются десятками тысяч рублей. (На момент написания статьи катколлектор на КИА РИО стоил от 35000 рублей). Я не буду продолжать рассматривать авто выше классом – все понятно.
Установка новых ремонтных катализаторов (блоков)
На место вырезанного неисправного катализатора устанавливаются ремонтные, либо вваривается блок с катализатором. Катализаторы подбираются по марке автомобиля, пропускной способности и диаметре трубы (для блока). Самые дешевые (от 7000 руб) это керамические, с напылением, что и оригинальные. Но как говорят, попроще.
Более надежные к ударным нагрузкам и долговечные на металлической сетке. Они соответственно дороже. После правильного подбора и грамотной установки, они могут работать несколько десятков тысяч километров. (все зависит от эксплуатации).
И как бы мы не любили березки, зайчиков и птичек рассмотрим дальнейшие варианты.
Обманка и пламегаситель
Смысл в обмане автомобильных мозгов. Вырезать катализатор (выбить) неисправный, на его место ставиться блок пламегаситель и заваривается.
Выкручивается второй лямда-зонд (который стоит после катализатора) и через специальный ввертыш, в котором установлен небольшой кусочек сот исправного каталитического нейтрализатора, опять закручивается на место лямда-зонд. Тем самым мы обманываем этот датчик. И он посылает сигнал в мозги машины, что принимает правильную информацию через исправный катализатор.
Это самый дешевый вариант, стоимость деталей около 3000 рублей плюс работа. Плюсом этого решения является то, что нет необходимости менять компьюторную программу (прошивку на ЕВРО-2). Здесь есть большое НО. Узел переходник с элементом катализатора, получается очень нежным и засоряемым. Конструкция теряет свою работоспособность очень быстро.
Пламегаситель вместо катализатора и прошивка программы
Здесь так же устанавливается пламегаситель (обязательно подобрать по пропускной мощности системы выхлопа). Перепрошивается блок ЭБУ двигателя на ЕВРО-2. Это позволяет программно убрать второй лямда-зонд из системы выхлопа.
Перепрошивка программы Электронного Блока Управления двигателя, очень серьезный процесс, который необходимо доверять проверенным мастерам. И посоветую Вам обязательно сделать архив (копию) начального состояния программы. Что бы в случае необходимости была возможность откатиться на первоначальную версию (это конечно должен делать специалист).
Мастера могут рассказывать о повышении мощности двигателя после этих процедур, уменьшении потребления бензина, двигателю становиться легче дышать и повышается динамика.
Это спорные моменты. И по моему, они направлены на скорейшее принятие Вами решения поставить к ним на ремонт машину. И затем забрать Ваши неисправные катализаторы, привлекая Вас либо низкой ценой (3000-5000 рублей), либо бесплатным ремонтом, но неисправные катализаторы они заберут. Обратитесь в другой сервис, сравните, возможно Вас обманывают. Сегодня развита система пунктов приема отработанных катализаторов, и забрав их себе можно неплохо заработать на своих старых катализаторах и во многом окупить ремонт.
Итог ремонтных операций
Выхлоп приобретает жуткие ароматы, при неправильно подобранном пламегасителе могут раздражать металлические переливы звука. И не забываем, что идет разбалансировка противодавления выхлопных газов начиная от поршневой группы. Что при даже исправном двигателе может провоцировать повышенный расход моторного масла. А при требующих замену маслосъемных колпачках или склонных к залеганию маслосъемных колец, дела могут дойти до серьезного ремонта двигателя. Это к последствиям, стоит ли удалять катализатор.
Статья схожей темы: Премиум топливо – водители выбирают его преимущества
Мой личный опыт. Удалять ли катализатор?
Владел ИНФИНИТИ F-35 2007 года. На 225 000 км пробега на холодную, со стороны водителя внизу, началось дребезжание. Как будто металлические обломки брякают в трубе.
Нагревается двигатель и все затихает. Начала пропадать динамика и подъедать масло.
По ВАРИАНТУ 3 установил пламегасители и перепрошил ЭБУ. Через некоторое время, постепенно (полгода). Пошел жор масла 500 -700 мл на тысячу километров и постукивать клапана.
Разбор двигателя показал залегание маслосъемных колец намертво и прилипшие остальные и забитый сапун. После капиталки, через еще полгода машина была продана.
Про небольшой масложер 100-150 грамм на тысячу покупатель был предупрежден. По разведданным, у нового владельца через год двигатель застучал и провернуло вкладыши.
Владелец не сильно расстроившись установил контрактный двигатель.
Итак, стоит ли удалять катализатор
Я не претендую на 100% участие в этом процессе выбитые катализаторы, но вклад это внесло серьезный. Сейчас бы я не стал их выбрасывать. А поставил бы новые ремонтные блоки катализаторов. Хоть получилось бы несколько дороже в моменте, но я бы не угарел на капиталке.
Посмотрите мой другие статьи, думаю будет интересно почитать:
- Новый Ланд Крузер ПРАДО 150
- Тойота Рав 4 2023 года
- Как проверить кондиционер автомобиля
- Гибридный автомобиль – достоинства и принцип работы
- Система ESP – а вы знаете что это и как работает?
- Рулевая рейка – секреты неисправностей