Тосол отличается от антифриза? Вроде простой вопрос, но многие этого не знают. Вот и рассмотрим различия в этой статье.
Тосол – история
Сначала силовые агрегаты охлаждались водой. Но вместе с мощностью росла температура, и характеристик воды перестало хватать, особенно в жару. К тому же, в мороз ее приходилось полностью сливать, и этот момент в эксплуатации не назовешь удобным. Нужно было разработать какую-то жидкость. Была идея заливать что-то на основе глицерина, но вещество разъедало детали мотора и охлаждающей системы.
После середины 20 века строился наш Волжский завод (ВАЗ). Тогда уже существовал импортный антифриз, но система охлаждения мотора Жигулей, бывшего Фиат-126, работать на нем не могла. Надо было придумывать какую-то иную жидкость. Эту задачу возложили на НИИ ОХиТ «Технологии органического синтеза», а если попросту – ТОС. Теперь понятно, почему тосол так называется, но об этом чуть позже.
Нужна была новая охлаждающая жидкость для Жигулей, совместимая не только с машиной, но и с кошельком ее владельца. То есть, надо было применить в ее составе дешевые материалы. Ученые в качестве основы взяли двухатомный спирт по имени Этанол. Жидкость назвали без лишних раздумий ТОСол, а впоследствии стали называть тосолом. ТОС – это от названия отдела-разработчика, а «ол» – от присутствия спирта в основе. Кстати, современный антифриз имеет в основе этиленгликоль или другие вещества.
Короче говоря, тосол является разновидностью антифризов, но не каждый антифриз – тосол, как надо понимать.
Чем отличается тосол от антифриза в принципе
В сравнении с антифризами-предшественниками тосол имеет куда меньшую коррозионную активность. Мало того, в состав можно было добавлять различные присадки, меняя свойства жидкости в зависимости от предъявляемых требований. В современных моторах детали обладают более высокой стойкостью к коррозии, чем раньше. Применение алюминиевых блоков вместо чугунных не только облегчило конструкцию машины, но и дало возможность усилить антикоррозийные свойства конструкции.
Действие тосола на полости двигателя характеризуются как полное обволакивание толстой пленкой (~0,5мм) для защиты от коррозии. Соответственно этим понижается теплопроводность, а это ухудшает охлаждение. Если говорить о температуре закипания тосола – это около 108 градусов.
В антифризах пленкой обволакиваются только места подверженные коррозии и пленкой меньшей толщены. Температура закипания антифриза доведена аж до 120 градусов.
Но чтобы никто не путал тосол с антифризом, ГОСТ регламентировал окрашивать данные жидкости в разные цвета. Помимо различий, цветная жидкость для системы охлаждения двигателя облегчает контроль за уровнем. Вот почему расширительные бачки делают из полупрозрачной пластмассы. Но сегодня цветовые стандарты уже практически не соблюдаются, и тосол с антифризом могут иметь один окрас.
Читайте статью на похожую тему: Перегрев двигателя
Про классификацию антифризов
Сегодня необходимо смотреть на класс антифриза. G-11 старый формат- в принципе по характеристикам схожий с тосолом. В ходу был для двигателей эпохи 80-90 годов большого объема. В основе формулы лежит этиленгликоль.
Форматы классов G-12, 12+, 13 – все новые и более современные поколения на основе карбоксилатной органики. Основой здесь является пропиленгликоль.
Между тем, смешивать антифризы различных классов и тосол, а также вообще охлаждающие жидкости разных марок мешать нельзя. Получите химическую реакцию с образованием осадка (хлопьев) и забьёте систему охлаждения. Так что сохраняйте этикетку от упаковки, а при покупке б/у автомобиля интересуйтесь, что залито в систему охлаждения. Знать это нужно обязательно, этим вы обезопасите себя от перегрева двигателя и продлите нормальную работу мотора. Если это неизвестно, надо промыть ее и залить рекомендованный заводом антифриз.
Видео – Чем отличается тосол от антифриза?
Посмотрите статьи на тему:
- Правила буксировки с автоматом – можно ли и как правильно
- Стоит ли удалять катализатор
- Установка ГБО 4 поколения
- Аккумуляторная батарея, любим и лелеем.
- Радиатор печки, почему холодно в салоне?
- TPMS-если вы беспокоитесь о безопасности
- Как проверить форсунки – 7 простых способов