Налог на гибридный автомобиль. В России транспортный налог привязан к мощности автомобиля. Есть утверждённые ставки, и, казалось бы, посчитать по ним взимаемую сумму не представляет сложности. Вопросы начинаются, когда автомобиль гибридный. Мощность какого из моторов принимать в расчёт? Или их лошадиные силы (киловатты) нужно складывать? Разбираемся, как гибриды описывает налоговое законодательство и что бывает на практике.
Принцип работы гибридного автомобиля подробно разобрали в статье: Гибридный автомобиль, достоинства и принцип работы
Налог на гибридный автомобиль исчисляется в зависимости от типа силовой установки
Для начала придётся немного разобраться в теории. Существует много вариантов гибридного привода, но в российских официальных документах выделяют два типа.
Параллельный — это когда и ДВС, и электромотор могут создавать крутящий момент на колёсах. Обычно на небольших скоростях и ускорениях работает электрический двигатель, а затем по мере необходимости подключается бензиновый. Фактически от него и зависит динамика — электромотор может лишь помогать при активных разгонах. Классический пример параллельного гибрида — Porsche Cayenne S Hybrid.
Последовательный. При такой схеме ДВС непосредственно не связан с колёсами. Он приводит в движение только генератор. Тот заряжает батарею, а она питает электромотор. Возникает вопрос: а зачем нужны «посредники», почему нельзя использовать классическую схему автомобиля, где бензиновый двигатель через трансмиссию вращает колёса? Потому что в гибридной схеме он всегда работает с максимальным КПД, в отличие от традиционной.
А plug-in-гибриды, заряжаемые от стационарного источника как чистые «электрички», могут быть подвидом как параллельных, так и последовательных схем — в зависимости от конструкции привода.
Разные схемы оформлены документально — их определяет ГОСТ Р 59102-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации. Электромобили и автомобильные транспортные средства с комбинированными энергоустановками» (утверждён приказом Росстандарта от 9.10.2020 г. № 799-ст).
Основные принципы определения транспортного налога
Налоговая служба рассчитывает налог на основании данных, которые указаны в «свидетельстве о регистрации транспортного средства» (ТС). При регистрации сотрудник ГИБДД заносит их в базу данных, и информация автоматически поступает в ФНС. На основании “Подп. 1 п. 1 ст. 359 Налогового кодекса” для исчисления транспортного налога используется значение мощности мотора ТС в лошадиных силах.
Что касается электромоторов, в соответствии “Решения Коллегии ЕЭК от 12.07.2016 г. № -81“, для расчёта налоговой базы учитывается максимальная 30-мин. мощность. Что это вообще такое? Так называют мощность, которую двигатель может выдавать в течение 30 минут и более длительного срока. Ведь у электромоторов есть ещё и пиковая мощность — то есть максимальная. Но её агрегат развивает лишь на короткое время, поэтому такую характеристику при исчислении налога решили не использовать.
Как считается налог на гибридный автомобиль
Принцип исчисления сформулирован в письме “Департамента налоговой политики Минфина от 02.02.2023 года № -03-05-04-04 / 8694“
При расчёте налога в отношении машины с гибридной установкой параллельного типа необходимо суммировать данные указанные в технической документации на ТС. А именно, к максимальной 30-минутной мощности электродвигателя прибавить мощность ДВС.
Важно, что законодательство не делит параллельные гибриды на подвиды. Например, нет специальной методики для параллельно-последовательных гибридов, в которых используется планетарный редуктор, объединяющий два электромотора с ДВС. Основной критерий таков: если ДВС и электродвигатель могут работать вместе, то указывается суммарная мощность.
Если же автомобиль имеет привод последовательного типа, то при расчёте налога не учитывается мощность двигателя внутреннего сгорания. Он не участвует в создании тяги напрямую, поэтому его непосредственный вклад в динамику — такой же, как у моторчика омывателя лобового стекла, то есть нулевой.
Во многих гибридных автомобилях есть два электромотора. Но сути это не меняет: их 30-минутные мощности при определении налога складываются.
Читайте так же: Штрафы в 2025 году повышают больше чем в 2 раза
Как считают налог на практике
Гибридных автомобилей в России по сравнению с бензиновыми и дизельными очень мало. Неудивительно, что инспекторы при регистрационных действиях порой ошибаются с определением мощности, которая потом учитывается при исчислении налога. Чтобы избежать переплат в будущем, стоит вычислить количество лошадиных сил самостоятельно и проверять, чтобы в документах стояли правильные значения.
Причём желательно начать это ещё на стадии оформления СБКТС. Это свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. Сей документ подтверждает, что ТС соответствует требованиям и нормативам безопасности, утвержденных в техническом регламенте «О безопасности колёсных транспортных средств» (ТР ТС 018 / – 2011). В нём обязательно указаны мощности и тип гибрида.
Почему именно в СБКТС? Если вы зарегистрируете автомобиль с ошибочными данными в этом документе, для их исправления придётся сначала снимать транспорт с учёта, затем обращаться для внесения изменений в СБКТС в одну из лабораторий, имеющих государственную аккредитацию, а уже после корректировки снова ехать в ГИБДД.
Проще, если ошибку допустил сам инспектор (по невнимательности). В этом случае достаточно записаться на приём в ГИБДД и обозначить неточность. Вопрос обязаны решить положительно. При этом налог на гибридный автомобиль будет посчитан верно.
Читайте также: Обман в автосалоне, схемы нечестных продавцов автомобилей
Рассчитываем налог на гибридный автомобиль
Здесь как обычно, мощность в лошадиных силах умножается на ставку транспортного налога. Сегодня действуют “рекомендованные” значения и в регионах могут отличаться. Налоговый кодекс РФ устанавливает такие ставки транспортного налога:
Приведу конкретный пример:
По материалам журнала: AUTO.ru
Читайте статьи схожей тематики:
- Стоимость производства автомобиля
- Цены на вторичном рынке автомобилей
- Стоит ли удалять катализатор
- Установка ГБО 4 поколения
- Развал схождение после замены амортизаторов делать или нет?
- Как расшифровать VIN код автомобиля
- Дошиповка зимних шин.
- Тонировка автомобиля – делаем все правильно